|
После нескольких бессонных ночей и бесчисленных чашек кофе на свет родился список величайших кинокартин 2000-х, 2010-х и 2020-х (тех, что мы уже пережили). Сколько из них помнишь, любишь и знаешь ты? редактор, ведущая подкаста It`s All*KЛичный сайтЧто делает фильм «классическим»? Отзывы критиков? Любовь зрителей? Технические достижения? Интересный сценарий? Если бы мы знали на этот вопрос, то не было бы и кинематографа. Построенное на экспериментах, войне за внимание и трудах тысяч, если не миллионов людей, кино как искусство постоянно переизобретает само себя. Из-за этого оно давно стало отражением вопросов, трендов и проблем, волнующих человечество в ту или иную эпоху. Каким же могут запомнить кино 21 века? Ниже я собрала 35 картин, у которых есть все шансы стать мировой классикой — и, если честно, сделать это было невероятно сложно, но безумно интересно! Любовное настроение (2000)Чувственная драма Вонга Карвая — один лучших фильмов про любовь не только этого века, но и всех предыдущих. Действие фильма разворачивается в Шанхае 1962 года, где в тесных коридорах многоквартирного дома Мэгги Чун и Тони Люн играют обманутых супругами мужчину и женщину. Они отчаянно сопротивляются нахлынувшим чувствам, и их борьба пробирает до глубины души потрясающим саундтреком, выдающейся операторской работой и великолепной актерской игрой. Это картина, эстетика и ритм которого разбивают сердце зрителя и вдохновляют кинематографистов по всему миру. Париж в «Амели» выкрашен в сочные красные и зеленые цвета, превратившие его в параллельное измерение, где и живет его главная героиня. Кадр за кадром Жан-Пьер Жёне погружает нас в мир неутомимого любопытства и доброты, для которого квесты с садовыми гномами и фотобудки для сбора мусора в качестве признания в любви — норма. И в центре всего этого — Амели (Одри Тоту), девушка-мечта, решившая сделать всех людей вокруг счастливыми. Причудливость пути странной француженки давно стала культовой, ровно как и ее стиль! Гарри Поттер и философский камень (2001)Мир уже был в восторге от книг Джоан Роулинг, но экранизация первой части с юными Рэдклиффом, Гринтом и Уотсон сделала мир Гарри Поттера мировым достоянием. Атмосфера Хогвартса, сила дружбы и вера в добро буквально «сделали» детство целому поколению «магглов», в сердцах которых всегда будет жить волшебство. Крис Коламбус сделал все, чтобы знакомство с Гарри стало максимально сказочным, а актерский состав — неотразимым. Даже если кто-то не читал книгу, то определенно смотрел этот фильм. Магия! Квентин Тарантино с головой погрузился в визуальный мир, рожденный в браке вестерна и боевых искусств. Цвет, свет и экшен превратил путь мести Беатрикс Киддо (Ума Турман) в смелое авторское кино, которое стоит посмотреть хотя бы раз в жизни. Начиная с «Убить Билла», Тарантино заявил о себе, как о мастере кровавой иронии, сделав насилие убедительным и красивым инструментом повествования. Нелинейный сюжет держит интригу до самого конца, а саундтрек входит в топы меломанов по всему миру. Оператор Роберт Ричардсон получил свой второй из трех «Оскаров» за байопик Мартина Скорсезе о Говарде Хьюзе (с Леонардо Ди Каприо в главной роли). Одно из главных достижений фильма — это слияние техник освещения из разных эпох. Цифровой формат имитировал двухцветный (красный и зеленый) и трехполосный (красный, зеленый и синий) процессы Technicolor, характерные для многих голливудских фильмов, которые снимал Хьюз. Для достижения этой амбициозной задачи Ричардсон работал с трехкратным обладателем премии «Оскар» и супервайзером визуальных эффектов Робом Легато. Оглядываясь на фильм спустя 17 лет после премьеры, невольно поражаешься тому, сколько талантов открыли сценаристка Тина Фей и режиссер Марк Уотерс: Линдси Лохан, Рэйчел МакАдамс, Аманда Сейфрид и Лиззи Каплан… И дело не только в том, что они обладали отличными комедийными навыками! Все актрисы старались круто обыграть стереотипы, которые они воплощали в жизнь. Фильм не только стал классикой подросткового кино, но и превратился в энциклопедию стиля Y2K, который популярен и сегодня. Зомби по имени Шон (2004)Cатирический зомби-экшен еще раз показал, как важен вклад Британии в мировое кино. Саймон Пегг, Ник Фрост и режиссер Эдгар Райт проделали огромную работу: их история рассказывает об обычном парне-неудачнике, который внезапно становится героем во время нашествия ходячих мертвецов. И у него даже появляется девушка! Позже Райт и Пегг не раз покажут стиль, но их первая работа просто очаровательна: смешать остроумную британскую романтику и зомби-трэш — гениально! Немногие режиссеры могут сравниться с Софией Копполой в умении показать женскую силу — этот дар с самого начала проявился в ее фильмах «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода». Кирстен Данст же просто невероятна в роли обреченной королевы, которая ищет спасения от холодного мужа в безумных развлечениях и женской дружбе. Эта смелая интерпретация жизни Марии-Антуанетты остается одновременно противоречивой и мегавлиятельной, соединяя в себе роскошь исторической драмы конца XVIII века и свободолюбие XXI века. Французская революция под постпанк? Дайте две! Гильермо дель Торо, режиссер с безграничной фантазией, подарил нам завораживающую темную сказку, действие которой происходит вскоре после гражданской войны в Испании. Повествование о 10-летней девочке, ее беременной матери и новом отчиме идет параллельно с погружением ребенка в заброшенный сад-лабиринт, где она должна пройти ряд испытаний. Увлекательный сюжет, яркость образов и потрясающие технические достижения фильма открыли для дель Торо врата в Голливуд, чтобы он продолжил создавать фантастические миры в более широком масштабе. Фильм «Казино Рояль», ставший дебютом Дэниела Крейга в роли агента 007, переосмыслил формулу Бондианы для совершенно нового поколения зрителей. Сюжетная линия идеально сочетает в себе современный экшен, захватывающую историю любви и азартные игры с высокими ставками. Введя в фильм покерный турнир, «Казино Рояль» усилил напряжение и создал атмосферу напряженного соперничества между злодеем и шпионом, привнося в мир Джеймса Бонда выгодные оттенки саспенса. Экранизация романа Иэна Макьюэна от Джо Райта вызывает у людей трепет и ностальгию из-за своего гардероба (в частности, зеленого платья Киры Найтли), из-за жуткой картины Первой Мировой войны и того, что это, в двух словах, обреченная история любви, разбивающая душу и сердце на мельчайшие осколки. Этого достаточно, чтобы большинство зрителей в будущем (и настоящем) сошли с ума, наблюдая за тем, как предательство по детской глупости превращается в искупление, длиною в жизнь. Дэвид Финчер уже отметился «Бойцовским клубом», когда взялся за историю охоты на серийного убийцу, известного как Зодиак. Журналистское расследование, захватывающий триллер и драма открытого конца… Все это — один фильм, который украшают собой Марк Руффало в роли хитроумного детектива, Роберт Дауни-младший (претенциозный репортер) и карикатурист Джейка Джилленхола, чей интерес к делу превращается в одержимость. В этой завораживающей картине не столько разрушает жанровые границы, сколько играется с ними — совсем как Зодиак с полицией и своими жертвами. Можете спорить, можете соглашаться, но я это скажу: «Сумерки» сыграли огромную роль в развитии не только вампирского кино, но и кинематографа и поп-культуры в целом. Расставание? «Сумерки» и мороженое. Плохие новости? «Сумерки» и попкорн. Буквально, если что-то идет не так или случается что-то ужасное, мы всегда возвращаемся если не к саге целиком, то хотя бы к первой части. Белла (Кирстен Стюарт) и Эдвард (Роберт Паттинсон) полюбили друг друга до безумия, а мы — то, как эта любовь забавна и увлекательна одновременно. Один из лучших научно-фантастических фильмов за последние 13 лет, детище Кристофера Нолана использует «логику сновидений» в качестве фона для создания одного из самых запутанных боевиков за последнее время. В конце концов, «Начало» — это фильм об ограблении, который играет с формой и структурой повествования, чтобы путать зрителя и складываться в сложнейший ребус каждую секунду. Что уж говорить про пейзажи Парижа! С тех пор как миллиардеры Кремниевой долины стали героями нашего поколения, попытки экранизировать их жизнь предпринимались как на большом, так и на малом экране. Но ничто не сравнится с мрачно-комичным байопиком Дэвида Финчера о становлении Марка Цукерберга от студента Гарварда до создателя самого популярного в мире сайта. Работая с блестящим сценарием Аарона Соркина, Финчер делает из истории Цукерберга в исполнении Джесси Айзенберга «Игру Престолов», предвещая эпоху, когда виртуальное заменит реальное. Даррен Аронофски снял фильм о том, что он считает высшей формой искусства — о балете. «Черный лебедь» — это психологический шедевр ужасов, вдохновленный фильмами «Красные башмачки» Майкла Пауэлла и «Двойником» Федора Михйловича Достоевского. Балерина (Натали Портман) становится настолько одержима своим искусством, что оно завладевает ее личной жизнью, душой и телом, которое возвеличивает и одновременно предает свою обладательницу под звуки бессмертной музыки Чайковского. Хоббит: Нежданное путешествие (2012)Питер Джексон, человек, который 10 лет назад вывел «Властелина колец» на большой экран под бурные аплодисменты, использовал тот же подход к гораздо более тонкой и изящной детской книге Толкина «Хоббит». Он расширил ее до трех частей, открывающим из которых стал этот впечатляюще длинный и при этом безумно увлекательный фильм. Мартин Фриман в роли молодого и ворчливого Бильбо Бэггинса надолго останется в памяти как критиков, так и зрителей, заняв почетное место с культовым Гендальфом Иэна Маккеллена. Выживут только любовники (2013)В мире Джима Джармуша вампиры — бдительные, хрупкие существа, которые, поскольку живут веками, сформировали определенную привязанность к окружающей их культуре — к бумажным книгам, пластинкам, картинам и архитектуре. Угрюмый музыкант по имени Адам (Том Хиддлстон), запертый в ветхом, но величественном детройтском доме, жаждет увидеть свою жену, которой уже несколько сотен лет, и у которой есть своя квартира в Танжере. Ева (Тильда Суинтон) не теряет времени даром, садится на ночной рейс, взяв с собой только самое необходимое — книги — и пересекает океан, надеясь успеть вовремя. Отель «Гранд Будапешт» (2014)Отель «Гранд Будапешт» — это задорное, красочное и увлекательное путешествие по старой Европы с винтажных открыток, такой, какую может придумать и показать только Голливуд. Своей старой, почти квадратной манерой монтажа и съемки, Уэс Андерсон отдает дань духу прошлого, но при этом снимает культовое кино настоящего. Помимо блестящего юмора и обаятельных персонажей, этот фильм поражает воображение, казалось бы, мелкими деталями и фирменной, по линейке выверенной композицией кадра. Кульминация карьеры Ричарда Линклейтера показывает детство и юность главного героя Эллара Колтрейна с 6 до 18 лет. Фильм делает уникальным длительность работы над ним — его снимали 11 лет, с одними и теми же актерами! Это драма о взрослении и размышления о браке, воспитании и семье, гениальная работа, изобилующая наблюдениями, настолько правдивыми, что ты неизбежно погружаешься в личные воспоминания, которые ранее казались почти забытыми. В космической эпопее Кристофера Нолана есть нечто такое, что не покидает нашу память спустя почти десять лет после премьеры. Будучи самым проникновенным и сентиментальным фильмом загадочного режиссера, «Интерстеллар» перевернул само время и гравитацию, и даже просветил миллионы о теории относительности — просто чтобы рассказать о великой любви между отцами и дочерьми. Органная партитура Ханса Циммера, окутанная религиозностью, по-прежнему остается одной из лучших киносимфоний этого века. Это последний фильм о вампирах в данной подборке, и он — единственный в своем роде. Мокьюментари о сбежавших в Новую Зеландию вампирах, делящих арендную плату, домашние обязанности и житейские проблемы, закрепило за Тайкой Вайтити статус одного из самых многообещающих киномастеров этого века. Музыка, уморительный стеб над стереотипами, крутейшая операторская работа и ювелирные спецэффекты — повторить успех «Упырей» не выйдет еще очень и очень долго! На протяжении большей части 2000-х и начала 2010-х годов боевики часто были средними или даже малобюджетными фильмами, выходившими на DVD, в то время как супергерои, фантастика и приключенческие фильмы привлекали гораздо больше внимания. Однако «Джон Уик» изменил игру раз и навсегда. Он привнес в жанр современных боевиков более пафосный, но стильный тон, а еще напомнил всему миру о том, насколько крут Киану Ривз. Машина обретает разум. Это один из столпов жанра научной фантастики, по крайней мере, со времен «Метрополиса». Практически театральная драма, эта история отошений между программистом (Домналл Глисон), безумным гением-технологом (Оскар Айзек) и его творением, Авой (Алисия Викандер), возвращается в эпоху, когда настроение и эстетика перевешивали сюжет и спецэффекты. Оскароносный дизайн Авы, одновременно женственен и пугающ, а ее душевные (? ) терзания предвосхитили споры о значении ИИ для всего человечества. Фильм «Прибытие», основанный на рассказе Теда Чианга «История твоей жизни», рассказывает о первом контакте между людьми и инопланетянами с помощью лингвистики. Профессор Луиза Бэнкс (Эми Адамс) приходит на помощь стране, чтобы попытаться расшифровать язык пришельцев, найти способ общения с ними и узнать, чего они хотят. Но Бэнкс, которую преследуют воспоминания о страшной трагедии в ее жизни, обнаруживает, что язык инопланетян открывает ей доступ к ее собственному разуму, чего она никак не могла предвидеть. Альфонсо Куарон вошел в историю «Оскара» как первый режиссер, получивший награду за операторскую работу, благодаря отсутствию своего основного помощника, трехкратного обладателя «Оскара» Эммануэля (Чиво) Лубецки. Куарон создал новую визуальную эстетику, снимая в цвете на камеру Alexa 65, тем самым создавая живые скульптуры, как художник-реалист. Он скрупулезно воссоздал прошлое через поток подсознательных воспоминаний о своей семье, доме и детстве в бурные 70-е годы в Мехико. Великое достижение «Маяка» в том, что абсолютный контроль режиссера Роберта Эггарса и оператора Джарина Блашке над изображением заставляет почувствовать адское пламя без цвета, окруженное тьмой ледяного океана. Двое мужчин, которых играют Уиллем Дэфо и Роберт Паттинсон, прибывают на смену на маяк, расположенный на краю света. Томас, которого играет Дэфо, — старший и главный в этом деле. Он приказывает Эфраиму Паттинсона следить за тем, чтобы тот выполнял все ежедневные обязанности, такие как уборка и ремонт, но… Безумие подкрадывается незаметно как к героям, так и к зрителю. «Комедия без клоунов, трагедия без злодеев», фильм Пон Чжун Хо — это скорее шекспировская, чем хичкоковская история о двух семьях с противоположных краев социально-экономического спектра, рассказанная с элегантной неторопливостью. Захватывающая игра безупречного актерского ансамбля, попадающего в каждую ноту, превращает фильм в трагикомичный мастер-класс, который проникнет зрителю под кожу и похитит его душу. В фильме «Джокер», снятом вне DCEU, загадочный злодей-клоун предстает в новом свете, отсыла нас к триллерам 70-х годов, таким как «Таксист». Фильм с Хоакином Фениксом в роли Артура Флека рассказывает о том, как аморальное общество в сочетании с «маленьким человеком» может привести его к краху и анархии. Как самый успешный фильм с рейтингом R в истории, «Джокер» также считается лучшим фильмом, вдохновленным комиксами. Черная комедия Томаса Винтерберга превращается в живой и увлекательный спор о вреде алкоголя, в центре которого — яростная и шедевральная работа Мадса Миккельсена. Датские актер и режиссер впервые объединяют усилия со времен своего столь же нервирующего фильма «Охота» в 2012 году, чтобы создать притчу о среднем возрасте, неуверенности в себе и жизни, которая может оборваться так же быстро, как и первая бутылка на шумном застолье. «Дюна» долгое время считалась одной из тех книг, которые невозможно экранизировать. Классический роман Фрэнка Герберта о далеком будущем человечества казался слишком плотным и сложным, чтобы перенести его на экран. Но режиссер Дени Вильнев сделал все правильно в своем эпическом амбициозном фильме, передающем как огромный космический размах, так и жуткую личную мистику, которая делала эту историю такой притягательной на протяжении почти 60 лет. Все, везде и сразу (2022)Фильм Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, в котором главную роль играет Мишель Йео, оправдывает свое название и представляет собой мастерски выверенную атаку на все органы чувств зрителя (даже запахи, настолько тут все ярко и объемно). Картина напомнит тебе о том, почему ты так любишь кино. Он свеж, креативен и заставит как смеяться до одури, так и проливать горькие слезы. При таком низком бюджете (25 миллионов долларов) почти унизительно, что многие дорогие голливудские блокбастеры не могут даже сравниться с этой работой! Фантасмагорическая интерпретация классической истории о Франкенштейне от Йоргоса Лантимоса, сдобренная умным юмором, рассказывает о приключениях Беллы (Эмма Стоун), странной викторианской женщины с детским характером, у которой странная история, своеобразные привычки, причудливое окружение и внимательный, но совершенно необычный опекун, доктор Годвин Бакстер (Уиллем Дэфо). «Барби» — это не просто первый лайв-экшен с культовой куклой Mattel, но и настоящий поп-культурный феномен, гениальный маркетинговый кейс и один из главных фильмов 2023 года. Райан Гослинг и Марго Робби (под чутким руководством Греты Гервиг) сломали стереотипичную любовную историю Кена и Барби, превратив ее в феминистическое высказывание. Оно понравится далеко не всем, но оно определенно отражает то, чем живет мир в наше время. Свет и тьма, черное и белое, инь и янь… «Барби» и «Оппенгеймер». О первой мы уже поговорили, настала очередь второго. Фильм был заявлен как байопик о физике-теоретике Дж. Роберте Оппенгеймере, прозванном «отцом атомной бомбы». Но слово «байопик» кажется слишком маленьким, чтобы передать масштаб последней работы Кристофера Нолана. Оппенгеймер» — это тяжелый исторический фильм, в котором переплетаются судебные драмы, романтические связи, научные прозрения и культы личностей. Но, пожалуй, больше всего Оппенгеймер похож на фильм о монстрах — но не вымышленных, а настоящих.